В целях достижения сквозного результата ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" федеральных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка" разработана методология (целевая модель) наставничества обучающихся для методической поддержки внедрения в субъектах Российской Федерации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее - целевая модель наставничества)
Министерством просвещения Российской Федерации направлено письмо от 23 января 2020 г. N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций», а также разработаны и утверждены: методологии (целевой модели) наставничества обучающихся и методические рекомендации по внедрению методологии для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (утверждена распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N Р-145);
В современной интерпретации наставничество – это универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации. Это технология интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метанавыков и ценностей. Наставник способен стать для подопечного человеком, который окажет полную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, раскрытия возможностей личного развития и профориентации. В процессе формирования личности, наставник играет ведущую роль, так как наставнические отношения строятся на принципах доверия, диалога, конструктивного партнерства и взаимного обогащения, а также прямой передачи личного и практического опыта от человека к человеку.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Форма наставничества - это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть выделены:
"ученик - ученик";
"учитель - учитель";
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом ступени обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.
Характеристика педагога-наставника
Существует много списков компетенций, которыми должен обладать педагог-наставник. Списки разнятся и включают от 4 до 22 пунктов. Для примера представим модель от «Института будущего» из 10 контекстных (soft skills) навыков:
- Способность к отбору информации.
- Социальный интеллект.
- Способность мыслить проектно.
- Межкультурная компетентность.
- Способность мыслить нестандартно и глубоко.
- Способность понимать смыслы.
- Универсальные навыки мышления.
- Способность вычислять.
- Сотрудничество в виртуальном пространстве.
- Способность работать с современными СМИ.
Ожидается, что в работе с подростком наставник будет общаться на равных, выслушивать его, давать обратную связь, вдохновлять. Если говорить непосредственно об учебе, то наставник должен помочь составить индивидуальную образовательную программу.
Программы наставничества для педагога
Региональный уровень:
Программа наставничества "Адаптация на все 100" (опытный педагог-молодой специалист);
Программа наставничества "Время работать вместе"(активный профессионал-последователь);
Программа наставничества "Лидерство в коммуникации"(лидер педагогического сообщества-педагог);
Программа наставничества "Развиваемся вместе"(педагог - новатор – консервативный педагог);
Программа наставничества "Снова в строю"(лидер педагогического сообщества – педагог);
Программа наставничества для обучающихся
Региональный уровень:
Программа наставничества "Идем вместе"(активный профессионал - последователь);
Программа наставничества "Будущий предприниматель (коллега – молодой коллега);
Программа наставничества "Время делать добро" (лидер – последователь);
Программа наставничества "Дружба без границ"(лидер - последователь);
Программа наставничества "Волонтерское движение "Мы за ЗОЖ" (равный-равному);
Программа наставничества "Успешное будущее"(активный профессионал – равнодушный потребитель);
Программа наставничества "Это интересно" (лидер - последователь);